"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрирован 05.09.2023 № 75108)
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях совершенствования нормативно-правового регулирования осуществления внутреннего финансового аудита приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита (далее - изменения).
2. Установить, что настоящий приказ применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года, за исключением положений абзацев восьмого, двадцать второго, двадцать шестого и тридцать первого подпункта "а" пункта 2, подпункта "б" пункта 4 и подпункта "б" пункта 6 изменений, применяемых при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 году и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 год.
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита (далее - изменения).
2. Установить, что настоящий приказ применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года, за исключением положений абзацев восьмого, двадцать второго, двадцать шестого и тридцать первого подпункта "а" пункта 2, подпункта "б" пункта 4 и подпункта "б" пункта 6 изменений, применяемых при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 году и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 год.
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
Утверждены
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 18.07.2023 N 118н
Изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита.
Часть 1.
1. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208):
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы) при осуществлении внутреннего финансового аудита имеют право:
получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) бюджетных средств к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
запрашивать и получать от главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, во взаимодействии с которыми осуществляются бюджетные процедуры, и запрашивать у иных юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, в том числе полномочия государственного (муниципального) заказчика и бюджетные полномочия, указанные в пункте 10.1 статьи 161 и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - отдельные полномочия), необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам в случае, если органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления (их территориальные органы, подведомственные казенные учреждения) и государственные корпорации, являющиеся главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, передали свои отдельные полномочия;
руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор" <1> в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.";
б) дополнить пунктами 3(1) - 3(2) следующего содержания:
"3(1). Консультирование субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента, осуществляется по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе по вопросам, определенным:
при оценке бюджетных рисков и анализе способов их минимизации (устранения), в том числе по обращениям субъектов бюджетных процедур;
в связи с изменением в течение текущего финансового года в деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе изменением его организационной структуры;
в связи с изменением в течение текущего финансового года объема бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;
при реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы);
при применении норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения;
при наличии фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом внутреннего финансового аудита, выявленных при проведении анализа документов и фактических данных, информации в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия.
3(2). Решение руководителя субъекта внутреннего финансового аудита об осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур принимается с учетом необходимости соблюдения принципов внутреннего финансового аудита, включая принципы функциональной независимости и компетентности, в случае достаточности ресурсов для проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий и отсутствия возможности (необходимости) составления перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.";
в) в пункте 4:
в абзаце втором слова "осуществления внутреннего финансового аудита" заменить словами "проведения аудиторского мероприятия";
в абзаце четвертом слова "по программе аудиторского мероприятия, в том числе по ее изменению" заменить словами "по изменению программы аудиторского мероприятия, в том числе по поручению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита";
г) в пункте 5:
в абзаце втором слова "необходимой для проведения" заменить словами "необходимой для планирования и проведения";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;";
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита, в том числе оценки бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторского мероприятия, составления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.";
д) в пункте 6:
в абзаце седьмом слова "аналитические записки" заменить словами "аналитические записки (справки)";
в абзаце десятом слова "их минимизации" заменить словами "их минимизации (устранения)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита формировать на основе результатов проведенной оценки бюджетных рисков и представлять на утверждение руководителю субъекта внутреннего финансового аудита программу аудиторского мероприятия, в том числе формировать предложения по составу аудиторской группы (в случае если руководитель субъекта внутреннего финансового аудита не является уполномоченным должностным лицом).";
е) в пункте 7:
в абзаце первом слова "Руководитель аудиторской группы" заменить словами "Руководитель аудиторской группы (уполномоченное должностное лицо при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия)";
в абзаце втором слова "в целях планирования и проведения" заменить словами "в целях организации проведения и проведения";
абзац третий признать утратившим силу;
ж) в пункте 8:
в абзаце шестом слова "самостоятельно проводить аудиторское мероприятие" заменить словами "проводить, в том числе самостоятельно, аудиторское мероприятие";
в абзаце десятом слова "и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков" исключить;
з) в пункте 10:
в абзаце втором слова "их минимизации" заменить словами "их минимизации (устранения)";
в абзаце третьем слова "руководителя и членов аудиторской группы" заменить словами "должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы)";
в абзаце четвертом слова "по организации внутреннего финансового контроля, в том числе" исключить.
2. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293):
а) дополнить пунктами 3(1) - 3(15) следующего содержания:
"3(1). Процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, указанные в абзаце четвертом пункта 3 настоящего Стандарта, включают:
процедуры по исполнению бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, за исключением бюджетных полномочий, установленных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и процедур по администрированию доходов в бюджет, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
процедуры управления активами;
процедуры осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
3(2). Программа аудиторского мероприятия оформляется в виде документа, формируемого на основе результатов оценки бюджетных рисков в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности, и с учетом необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита.
3(3). План проведения аудиторских мероприятий оформляется в виде документа, составляемого в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности, и с учетом результатов оценки бюджетных рисков.
План проведения аудиторских мероприятий включает не менее двух планируемых к проведению в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, необходимых для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита, окончание которых приходится на очередной финансовый год или период с начала года, следующего за очередным финансовым годом, до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за очередной финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств.
3(4). Анализ соотношений и закономерностей, указанный в абзаце семнадцатом пункта 3 настоящего Стандарта, осуществляется в том числе путем определения взаимосвязей и непротиворечивости финансовой и нефинансовой информации.
3(5). Инспектирование как метод внутреннего финансового аудита используется для:
изучения документов, фактических данных, информации, связанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), включая совершаемые субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) контрольные действия и их результаты, и их анализа на предмет степени соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), установленных правовыми актами и иными документами главного администратора (администратора) бюджетных средств);
изучения документов и информации, связанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), и их анализа на предмет соответствия их содержания данным о фактах хозяйственной жизни;
изучения (осмотра) нефинансовых активов, имеющих материально-вещественную форму.
3(6). Для осуществления проверки точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), указанной в абзаце девятнадцатом пункта 3 настоящего Стандарта, применяется в том числе проверка используемых при формировании числовых показателей автоматизированными системами и средствами формул (алгоритмов).
3(7). Запрос и подтверждение как методы внутреннего финансового аудита осуществляются путем устного обращения к субъектам бюджетных процедур, а также письменного обращения, содержащего указание на сроки, форму (способ представления), адресата, к субъектам бюджетных процедур и (или) лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, в целях получения документов и фактических данных, информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия.
3(8). Наблюдение как метод внутреннего финансового аудита осуществляется непосредственно и (или) с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом для изучения действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в рамках исполнения своих должностных обязанностей, в том числе в ходе совершения контрольных действий.
Наблюдение не должно создавать препятствий для субъектов бюджетных процедур при выполнении ими операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
3(9). Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля как метод внутреннего финансового аудита используется в одном из следующих случаев:
длительность аудиторского мероприятия составляет не менее 4 (четырех) месяцев;
длительность аудиторского мероприятия соответствует периоду выполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) в течение текущего финансового года.
3(10). В целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков оценка бюджетного риска проводится в том числе при планировании деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, планировании и проведении аудиторских мероприятий и формировании информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
Оценка бюджетного риска (риска искажения бюджетной отчетности) включает в себя актуализацию значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности) по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетных рисков и возможных последствий реализации бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности).
3(11). В реестре бюджетных рисков содержатся предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) в случае принятия решения о реализации соответствующих мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков:
руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств;
субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
3(12). Актуализация реестра бюджетных рисков проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
Переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, указанная в абзаце сорок седьмом пункта 3 настоящего Стандарта, проводится путем актуализации оценки бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков.
3(13). Меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков включают действия, указанные в абзаце сорок девятом пункта 3 настоящего Стандарта, а также действия, направленные на повышение качества финансового менеджмента, в том числе на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств и устранение причин и условий нарушений и (или) недостатков.
Контрольные действия, являющиеся мерами по минимизации (устранению) бюджетных рисков, совершаются субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед выполнением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (меры по организации внутреннего финансового контроля).
3(14). Применение критериев существенности ошибки и вероятности допущения ошибки, указанных в абзаце пятьдесят шестом пункта 3 настоящего Стандарта, осуществляется путем применения критериев степени влияния (в части уровня потенциального искажения бюджетной отчетности) и вероятности.
3(15). Деятельность должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств, указанная в абзаце пятьдесят седьмом пункта 3 настоящего Стандарта, включает исполнение бюджетных полномочий, а также полномочий государственного (муниципального) заказчика, полномочий собственника имущества от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, направленное на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами и (или) иных главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и (или) целей, для достижения которых создано казенное учреждение.";
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Принцип функциональной независимости предусматривает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности, включая недопущение конфликта интересов любого рода при осуществлении внутреннего финансового аудита, в том числе при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы), которые:
имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
не имеют конфликта интересов, в частности родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита.";
в) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Принцип объективности предусматривает полноту сбора и использования аудиторских доказательств, рабочей документации аудиторского мероприятия, в том числе возражений и предложений субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств (при наличии), с учетом результатов их рассмотрения, при формировании выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, а также отсутствие предубеждений или предвзятости в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и субъектов бюджетных процедур при оценке бюджетных рисков и составлении годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.";
г) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Принцип стандартизации предусматривает единство методологии организации и осуществления внутреннего финансового аудита в главных администраторах (администраторах) бюджетных средств, что выражается в том числе в обеспечении при издании ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита, применения терминов, недопущения ограничения применения методов и способов изучения объектов внутреннего финансового аудита, прав должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы), недопущения перераспределения (дублирования исполнения) обязанностей должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы), применения риск-ориентированного подхода при планировании и проведении аудиторских мероприятий, установленных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.".
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы) при осуществлении внутреннего финансового аудита имеют право:
получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) бюджетных средств к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
запрашивать и получать от главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, во взаимодействии с которыми осуществляются бюджетные процедуры, и запрашивать у иных юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, в том числе полномочия государственного (муниципального) заказчика и бюджетные полномочия, указанные в пункте 10.1 статьи 161 и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - отдельные полномочия), необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам в случае, если органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления (их территориальные органы, подведомственные казенные учреждения) и государственные корпорации, являющиеся главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, передали свои отдельные полномочия;
руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор" <1> в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.";
б) дополнить пунктами 3(1) - 3(2) следующего содержания:
"3(1). Консультирование субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента, осуществляется по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе по вопросам, определенным:
при оценке бюджетных рисков и анализе способов их минимизации (устранения), в том числе по обращениям субъектов бюджетных процедур;
в связи с изменением в течение текущего финансового года в деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе изменением его организационной структуры;
в связи с изменением в течение текущего финансового года объема бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;
при реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы);
при применении норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения;
при наличии фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом внутреннего финансового аудита, выявленных при проведении анализа документов и фактических данных, информации в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия.
3(2). Решение руководителя субъекта внутреннего финансового аудита об осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур принимается с учетом необходимости соблюдения принципов внутреннего финансового аудита, включая принципы функциональной независимости и компетентности, в случае достаточности ресурсов для проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий и отсутствия возможности (необходимости) составления перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.";
в) в пункте 4:
в абзаце втором слова "осуществления внутреннего финансового аудита" заменить словами "проведения аудиторского мероприятия";
в абзаце четвертом слова "по программе аудиторского мероприятия, в том числе по ее изменению" заменить словами "по изменению программы аудиторского мероприятия, в том числе по поручению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита";
г) в пункте 5:
в абзаце втором слова "необходимой для проведения" заменить словами "необходимой для планирования и проведения";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;";
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита, в том числе оценки бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторского мероприятия, составления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.";
д) в пункте 6:
в абзаце седьмом слова "аналитические записки" заменить словами "аналитические записки (справки)";
в абзаце десятом слова "их минимизации" заменить словами "их минимизации (устранения)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита формировать на основе результатов проведенной оценки бюджетных рисков и представлять на утверждение руководителю субъекта внутреннего финансового аудита программу аудиторского мероприятия, в том числе формировать предложения по составу аудиторской группы (в случае если руководитель субъекта внутреннего финансового аудита не является уполномоченным должностным лицом).";
е) в пункте 7:
в абзаце первом слова "Руководитель аудиторской группы" заменить словами "Руководитель аудиторской группы (уполномоченное должностное лицо при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия)";
в абзаце втором слова "в целях планирования и проведения" заменить словами "в целях организации проведения и проведения";
абзац третий признать утратившим силу;
ж) в пункте 8:
в абзаце шестом слова "самостоятельно проводить аудиторское мероприятие" заменить словами "проводить, в том числе самостоятельно, аудиторское мероприятие";
в абзаце десятом слова "и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков" исключить;
з) в пункте 10:
в абзаце втором слова "их минимизации" заменить словами "их минимизации (устранения)";
в абзаце третьем слова "руководителя и членов аудиторской группы" заменить словами "должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы)";
в абзаце четвертом слова "по организации внутреннего финансового контроля, в том числе" исключить.
2. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293):
а) дополнить пунктами 3(1) - 3(15) следующего содержания:
"3(1). Процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, указанные в абзаце четвертом пункта 3 настоящего Стандарта, включают:
процедуры по исполнению бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, за исключением бюджетных полномочий, установленных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и процедур по администрированию доходов в бюджет, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
процедуры управления активами;
процедуры осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
3(2). Программа аудиторского мероприятия оформляется в виде документа, формируемого на основе результатов оценки бюджетных рисков в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности, и с учетом необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита.
3(3). План проведения аудиторских мероприятий оформляется в виде документа, составляемого в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности, и с учетом результатов оценки бюджетных рисков.
План проведения аудиторских мероприятий включает не менее двух планируемых к проведению в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, необходимых для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита, окончание которых приходится на очередной финансовый год или период с начала года, следующего за очередным финансовым годом, до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за очередной финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств.
3(4). Анализ соотношений и закономерностей, указанный в абзаце семнадцатом пункта 3 настоящего Стандарта, осуществляется в том числе путем определения взаимосвязей и непротиворечивости финансовой и нефинансовой информации.
3(5). Инспектирование как метод внутреннего финансового аудита используется для:
изучения документов, фактических данных, информации, связанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), включая совершаемые субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) контрольные действия и их результаты, и их анализа на предмет степени соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), установленных правовыми актами и иными документами главного администратора (администратора) бюджетных средств);
изучения документов и информации, связанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетной процедуры (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), и их анализа на предмет соответствия их содержания данным о фактах хозяйственной жизни;
изучения (осмотра) нефинансовых активов, имеющих материально-вещественную форму.
3(6). Для осуществления проверки точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), указанной в абзаце девятнадцатом пункта 3 настоящего Стандарта, применяется в том числе проверка используемых при формировании числовых показателей автоматизированными системами и средствами формул (алгоритмов).
3(7). Запрос и подтверждение как методы внутреннего финансового аудита осуществляются путем устного обращения к субъектам бюджетных процедур, а также письменного обращения, содержащего указание на сроки, форму (способ представления), адресата, к субъектам бюджетных процедур и (или) лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, в целях получения документов и фактических данных, информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия.
3(8). Наблюдение как метод внутреннего финансового аудита осуществляется непосредственно и (или) с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом для изучения действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в рамках исполнения своих должностных обязанностей, в том числе в ходе совершения контрольных действий.
Наблюдение не должно создавать препятствий для субъектов бюджетных процедур при выполнении ими операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
3(9). Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля как метод внутреннего финансового аудита используется в одном из следующих случаев:
длительность аудиторского мероприятия составляет не менее 4 (четырех) месяцев;
длительность аудиторского мероприятия соответствует периоду выполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) в течение текущего финансового года.
3(10). В целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков оценка бюджетного риска проводится в том числе при планировании деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, планировании и проведении аудиторских мероприятий и формировании информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
Оценка бюджетного риска (риска искажения бюджетной отчетности) включает в себя актуализацию значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности) по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетных рисков и возможных последствий реализации бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности).
3(11). В реестре бюджетных рисков содержатся предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) в случае принятия решения о реализации соответствующих мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков:
руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств;
субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
3(12). Актуализация реестра бюджетных рисков проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
Переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, указанная в абзаце сорок седьмом пункта 3 настоящего Стандарта, проводится путем актуализации оценки бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков.
3(13). Меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков включают действия, указанные в абзаце сорок девятом пункта 3 настоящего Стандарта, а также действия, направленные на повышение качества финансового менеджмента, в том числе на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств и устранение причин и условий нарушений и (или) недостатков.
Контрольные действия, являющиеся мерами по минимизации (устранению) бюджетных рисков, совершаются субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед выполнением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (меры по организации внутреннего финансового контроля).
3(14). Применение критериев существенности ошибки и вероятности допущения ошибки, указанных в абзаце пятьдесят шестом пункта 3 настоящего Стандарта, осуществляется путем применения критериев степени влияния (в части уровня потенциального искажения бюджетной отчетности) и вероятности.
3(15). Деятельность должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств, указанная в абзаце пятьдесят седьмом пункта 3 настоящего Стандарта, включает исполнение бюджетных полномочий, а также полномочий государственного (муниципального) заказчика, полномочий собственника имущества от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, направленное на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами и (или) иных главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и (или) целей, для достижения которых создано казенное учреждение.";
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Принцип функциональной независимости предусматривает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности, включая недопущение конфликта интересов любого рода при осуществлении внутреннего финансового аудита, в том числе при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы), которые:
имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
не имеют конфликта интересов, в частности родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита.";
в) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Принцип объективности предусматривает полноту сбора и использования аудиторских доказательств, рабочей документации аудиторского мероприятия, в том числе возражений и предложений субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств (при наличии), с учетом результатов их рассмотрения, при формировании выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, а также отсутствие предубеждений или предвзятости в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и субъектов бюджетных процедур при оценке бюджетных рисков и составлении годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.";
г) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Принцип стандартизации предусматривает единство методологии организации и осуществления внутреннего финансового аудита в главных администраторах (администраторах) бюджетных средств, что выражается в том числе в обеспечении при издании ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита, применения терминов, недопущения ограничения применения методов и способов изучения объектов внутреннего финансового аудита, прав должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы), недопущения перераспределения (дублирования исполнения) обязанностей должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы), применения риск-ориентированного подхода при планировании и проведении аудиторских мероприятий, установленных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.".