Новости в аудиторском законодательстве

Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 18 июля 2023 г. № 118н

Изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита.

Часть 2.

3. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2020 г., регистрационный N 57091), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 150н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2020 г., регистрационный N 59343) и от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208):

а) в подпункте "в" пункта 3:
в абзаце первом слова "лицам, указанным в пункте 16 настоящего Стандарта" заменить словами "главному администратору бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, передающий полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств";
в абзаце втором слова "в следующем финансовом году исходя из анализа указанных в пунктах 8 и 9 настоящего Стандарта условий (обстоятельств) и требований, а также случаев, указанных в пункте 10 настоящего Стандарта" заменить словами "после завершения финансового года, в котором принято решение об организации внутреннего финансового аудита, исходя из анализа указанных в пункте 8 настоящего Стандарта условий (обстоятельств) с учетом требований (случаев), установленных пунктами 4, 6, 7, 9, 10 настоящего Стандарта";

б) в пункте 4:
в подпункте "б" слово "руководителя" исключить;
в подпункте "в" абзацы второй - шестой признать утратившими силу;

в) в абзаце втором пункта 5 слова "и его наделения" заменить словами "путем наделения или создания и наделения структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств";

г) в пункте 6 слова "и членов аудиторской группы" исключить;

д) в пункте 8:
подпункты "в" - "д" изложить в следующей редакции:

"в) возможность образования субъекта внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости;

г) информация о бюджетных рисках, в том числе причинах и (или) возможных последствиях реализации бюджетных рисков, во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;

д) однотипность операций (действий) по выполнению бюджетных процедур во взаимосвязи с бюджетными рисками, в отношении которых не выявлены (устранены) причины;";
в подпункте "ж" слова "результаты мониторинга качества финансового менеджмента, а также достижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определяемых" заменить словами "данные отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, представляемого";
в подпункте "и" слова "в том числе бюджетных полномочий, полномочий государственного (муниципального) заказчика и полномочий, указанных" заменить словами "включая полномочия государственного (муниципального) заказчика и бюджетные полномочия, в том числе указанные в пункте 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и";
подпункт "м" изложить в следующей редакции:
"м) заключенные (планируемые к заключению) контракты (договоры, соглашения), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются средства межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов;";
дополнить подпунктом "о" в следующей редакции:
"о) выполнение руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.";

е) в пункте 10:
в подпункте "б" слова "главном администраторе (администраторе)" заменить словами "администраторе";
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) выполнение руководителем администратора бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;";
в подпункте "г" слова "решения руководителя главного администратора бюджетных средств или руководителя администратора бюджетных средств о необходимости передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в связи с выявленными нарушениями" заменить словами "выявленных нарушений";

ж) пункт 12 дополнить абзацами следующего содержания:
"В случае передачи отдельных полномочий, включая полномочия государственного (муниципального) заказчика или бюджетные полномочия, в том числе полномочия, указанные в пункте 10.1 статьи 161 и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, которым переданы отдельные полномочия, осуществляют внутренний финансовый аудит в их отношении;
иные юридические лица (организации), которым переданы бюджетные полномочия, осуществляют внутренний финансовый аудит или выполняют действия, направленные на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, в случае включения таких условий в договор (соглашение) о передаче бюджетных полномочий.";

з) в подпункте "з" пункта 13 слова ", по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры" исключить;

и) в абзаце третьем подпункта "б" пункта 19 слова ", по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры" исключить.

4. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2020 г. N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364), от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293):

а) в пункте 3 слова "плана проведения аудиторских мероприятий включает" заменить словами "плана проведения аудиторских мероприятий может осуществляться с использованием прикладных программных средств и информационных систем, в том числе созданных в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, и включает";

б) пункты 4 - 5 изложить в следующей редакции:
"4. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:
возможность осуществления внутреннего финансового аудита в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости;
степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего финансового аудита);
возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов;
необходимость резервирования времени и трудовых ресурсов на проведение внеплановых аудиторских мероприятий исходя из данных о внеплановых аудиторских мероприятиях, проведенных в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1 - 2 года);
необходимость резервирования времени на осуществление должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для осуществления внутреннего финансового аудита;
решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий, принятые при утверждении планов проведения аудиторских мероприятий в предшествующие годы (1 - 2 года);
информация, содержащаяся в реестре бюджетных рисков, в том числе о значимых бюджетных рисках. Оценка бюджетных рисков, в том числе определение значимости (уровня) бюджетного риска, осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Стандарту;
результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктами 22 - 24 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" <2>;
предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
передача главным администратором (администратором) бюджетных средств своих отдельных полномочий, в том числе полномочий государственного (муниципального) заказчика и бюджетных полномочий, указанных в пункте 10.1 статьи 161 и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по источнику доходов, закрепленному за главным администратором (администратором) бюджетных средств (за исключением поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании);
отсутствия необходимости осуществления аудиторских мероприятий в связи с осуществлением консультирования субъектов бюджетных процедур в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1 - 2 года);
отказы в представлении субъектами бюджетных процедур документов и информации и доступа к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, необходимых для осуществления консультирования;
иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.

5. Должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо), проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 4 настоящего Стандарта, и результатов оценки (актуализации оценки) бюджетных рисков, с учетом которого определяются приоритетные к проведению аудиторские мероприятия, их темы, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.";

в) в пункте 8 слова "очередном финансовом году" заменить словами "главном администраторе (администраторе) бюджетных средств";

г) в абзаце втором пункта 12 слова "принимается с учетом положений" заменить словами "принимается руководителем администратора бюджетных средств, передавшим полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, с учетом положений";

д) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. В случае передачи администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита руководитель администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, согласовывает план проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений в части аудиторских мероприятий, планируемых к проведению в таком администраторе бюджетных средств, перед утверждением плана проведения аудиторских мероприятий руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.";

е) абзац первый пункта 14 изложить в следующей редакции:
"14. В целях планирования аудиторского мероприятия должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом) формируется, в том числе с использованием прикладных программных средств и информационных систем, включая созданные в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, программа аудиторского мероприятия, которая содержит следующую информацию:";

ж) пункты 20 - 25 признать утратившими силу;

з) подпункт "б" пункта 26 изложить в следующей редакции:
"б) оценки бюджетных рисков путем анализа актуальной на дату составления программы аудиторского мероприятия информации в соответствии с приложением N 1 к настоящему Стандарту;";

и) в пункте 30:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"30. Должностное лицо (работник) субъекта внутреннего финансового аудита, предлагаемый к назначению руководителем аудиторской группы, подписывает сформированную программу аудиторского мероприятия до ее утверждения руководителем субъекта внутреннего финансового аудита (в случае если руководитель субъекта внутреннего финансового аудита не является уполномоченным должностным лицом).";
абзац второй признать утратившим силу;
в абзаце третьем слова "в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков" заменить словами "в связи с актуализацией оценки бюджетных рисков";

к) пункт 31 признать утратившим силу;

л) в пункте 43 слова "не вносятся" заменить словами "и (или) программу аудиторского мероприятия не вносятся";

м) в пункте 45 слова "аналитических записок" заменить словами "аналитических записок (справок)";

н) пункты 46 и абзац первый пункта 52 признать утратившими силу;

о) в приложении N 1:
в абзаце втором пункта 1 слова "выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков" заменить словами "выявление (обнаружение) бюджетного риска и определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния, а также актуализация значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска и возможных последствий реализации бюджетного риска";
пункт 2 признать утратившим силу;
в пункте 3:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) описание выявленного (обнаруженного) бюджетного риска и его причин;";
подпункт "е" признать утратившим силу;
подпункт "ж" изложить в следующей редакции:
"меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков (при необходимости принятия) и приоритетность их принятия.";
дополнить пунктом 3(1) следующего содержания:
"3(1). Ведение реестра бюджетных рисков может осуществляться с использованием прикладных программных средств и информационных систем, в том числе созданных в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.";
абзац третий пункта 4 изложить в следующей редакции:
"Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 3 настоящего Приложения, включается в реестр бюджетных рисков в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия главным администратором (администратором) бюджетных средств мер по минимизации (устранению) бюджетного риска."
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Выявление (обнаружение) бюджетного риска проводится по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры путем анализа:
бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;
информации об изменениях положений законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения;
информации об изменениях в деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в его организационной структуре (например, изменение типа учреждения, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), изменение полномочий (видов деятельности), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений);
наличия (актуализации в соответствии с изменениями положений законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения) и (или) достаточности и соответствия положениям законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения, ведомственных (внутренних) актов);
информации, поступившей главному администратору (администратору) бюджетных средств и указанной в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информации о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;
используемых прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащих информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, в том числе информации об изменениях в этих прикладных программных средствах и информационных ресурсах;
организации наделения правами доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащих информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур, а также регламентов взаимодействия пользователей с этими прикладными программными средствами и информационными ресурсами;
наличия актов и (или) документов главного администратора (администратора) бюджетных средств о разграничении полномочий при выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и (или) информации о фактическом разграничении полномочий при выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
кадрового обеспечения структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств сотрудниками, в том числе информации о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
данных отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, представляемого в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
итогов деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств за отчетный год и определения целей и задач на текущий год и плановый период, а также взаимосвязанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур;
результатов ранее проведенных аудиторских мероприятий, отраженных в заключениях;
результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проведенного должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита;
информации, отраженной в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
решений руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, взаимосвязанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур;
информации, включенной в реестр бюджетных рисков на момент оценки бюджетных рисков;
информации субъектов бюджетных процедур о выявленных при совершении контрольных действий нарушениях и (или) недостатках;
иной информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях).";
в пункте 7:
в подпункте "б" слова "нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения" заменить словами "положениям законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения";
в подпункте "г" слова "ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки возложена на одно должностное лицо" заменить словами "назначение председателем инвентаризационной комиссии лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в отношении которого проводится инвентаризация";
в подпункте "д" слово "разграничения" исключить;
в пункте 8:
в подпункте "а" слова "низкие значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе недостижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений" заменить словами "недостижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых (максимальных) значений";
подпункт "в" дополнить словами ", в том числе утрата или повреждение государственного (муниципального) имущества, включая утрату бюджетных средств";
пункт 10 признать утратившим силу;

п) в приложении N 2:
в абзаце втором пункта 8 слова "подпунктом "в" пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита." заменить словами "пунктом 6 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита <1>".";
дополнить сноской "1" следующего содержания:
"<1> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208) и от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293).";
в пункте 11 слова "аналитические записки" заменить словами "аналитические записки (справки)";
Законодательство в аудиторской сфере.