Новости в аудиторском законодательстве

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1009

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1009 «Об утверждении Положения о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре).

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральным казначейством (его территориальными органами) в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федерального казначейства (его территориальных органов) и бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному казначейству (его территориальным органам) в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Утратил силу с 1 января 2022 года.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. № 1009

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНЕШНЕМ КОНТРОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ (ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора) (далее - государственный контроль), по вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

2. Государственный контроль осуществляет Федеральное казначейство и его территориальные органы.

3. Предметом государственного контроля является соблюдение аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее - аудиторская организация), требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - обязательные требования), а также исполнение решений Федерального казначейства (его территориальных органов) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам государственного контроля.

4. Должностными лицами Федерального казначейства (его территориальных органов), уполномоченными на принятие решения об осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориальных органов).

5. Должностными лицами Федерального казначейства (его территориальных органов), уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориальных органов), федеральные государственные гражданские служащие, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю.

6. Объектом государственного контроля является деятельность, действия (бездействие) аудиторской организации по оказанию аудиторских и иных услуг, при осуществлении которых должны соблюдаться обязательные требования.

7. Учет объектов контроля осуществляется Федеральным казначейством на основании сведений из реестра аудиторских организаций, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля объекты контроля относятся к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
чрезвычайно высокий риск;
высокий риск;
средний риск;
низкий риск.

9. Критерием отнесения объекта контроля к определенной категории риска является общественная значимость организаций, которым аудиторская организация оказывала (оказывает) услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - аудируемые лица).
Отнесение объекта контроля к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба), в том числе изменение категории риска, к которой отнесен объект контроля, осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства согласно приложению № 1.

10. Федеральное казначейство изменяет категорию риска, к которой отнесен объект контроля в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению, при наличии хотя бы одного имевшегося в деятельности аудиторской организации и свидетельствующего о возможном несоблюдении ею обязательных требований негативного события, указанного в приложении № 2.

11. Федеральное казначейство не изменяет категорию риска, к которой отнесен объект контроля в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению, в связи с наличием негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации и свидетельствующих о возможном несоблюдении ею обязательных требований, при одновременном выполнении аудиторской организацией в течение 5 последовательных календарных лет, предшествовавших году осуществления оценки риска, следующих условий, подтверждающих добросовестность аудиторской организации:
а) по результатам внешнего контроля деятельности аудиторской организации, осуществленного саморегулируемой организацией аудиторов, не применялись меры дисциплинарного воздействия;
б) страхование ответственности аудиторской организации за нарушение договора оказания аудиторских услуг и ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
в) предоставление аудиторской организацией Федеральному казначейству (его территориальному органу) доступа к базам данных, содержащихся в документах, полученных или составленных при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также иным информационным ресурсам аудиторской организации.

12. При осуществлении государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальные органы) проводят следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) профилактический визит.

13. Федеральное казначейство (его территориальные органы) осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

14. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится ежегодно и размещается Федеральным казначейством на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

15. До 31 декабря 2023 г. направление аудиторской организации предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может осуществляться на бумажном носителе с использованием почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения, в случае невозможности ее информирования в электронной форме либо по ее запросу.

16. Возражения аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подаются в вынесшее такое предостережение Федеральное казначейство (его территориальный орган) в срок до 15 рабочих дней с даты получения предостережения на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Датой получения Федеральным казначейством (его территориальным органом) возражения аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований считается дата его регистрации в структурном подразделении Федерального казначейства (его территориального органа), ответственном за прием документов.
Возражения аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований рассматриваются Федеральным казначейством (его территориальным органом) в срок не более 10 рабочих дней с даты получения возражений. Рассмотрев возражения аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, Федеральное казначейство (его территориальный орган) оформляет заключение, содержащее решение по возражениям аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и направляет его аудиторской организации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.
До 31 декабря 2023 г. направление аудиторской организации заключения Федерального казначейства (его территориального органа) по возражениям аудиторской организации в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может осуществляться на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности ее информирования в электронной форме либо по ее запросу.

17. Обязательный профилактический визит проводится в отношении аудиторской организации, впервые приступающей к осуществлению деятельности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Федеральное казначейство (его территориальный орган) обязано предложить проведение обязательного профилактического визита в отношении аудиторской организации, впервые приступившей к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, не позднее чем в течение одного года с даты внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, предусмотренный частью 2 статьи 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Обязательный профилактический визит в отношении объекта контроля, отнесенного к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, в обязательном порядке проводится не реже одного раза в 3 года и не чаще одного раза в год.
Профилактический визит проводится должностным лицом Федерального казначейства (его территориального органа), уполномоченным на осуществление государственного контроля, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности аудиторской организации либо путем использования видео-конференц-связи, длительность такого профилактического визита не может превышать один рабочий день. В ходе профилактического визита аудиторская организация информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к ее деятельности. Также в ходе профилактического визита должностным лицом Федерального казначейства (его территориального органа), уполномоченным на осуществление государственного контроля, может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категориям риска.
До 31 декабря 2023 г. направление аудиторской организации уведомления о профилактическом визите может осуществляться на бумажном носителе с использованием почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения, в случае невозможности ее информирования в электронной форме либо по ее запросу.

18. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с аудиторской организацией, проводятся в виде документарных (плановых и внеплановых) или выездных (плановых и внеплановых) проверок.

19. Документарные проверки проводятся посредством осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.

20. Выездные проверки проводятся и срок их проведения определяется с учетом Федерального закона "Об аудиторской деятельности" посредством осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) экспертиза.

21. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

22. В зависимости от категории риска, к которой отнесена аудиторская организация, проверки на плановой основе проводятся:
  • один раз в год в виде выездной проверки аудиторской организации, отнесенной к категории чрезвычайно высокого риска;
  • один раз в 2 года в виде выездной или документарной проверки аудиторской организации, отнесенной к категории высокого риска;
  • один раз в 3 года в виде выездной или документарной проверки аудиторской организации, отнесенной к категории среднего риска.

В отношении аудиторских организаций, которые отнесены к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

22(1). Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится по месту нахождения Федерального казначейства (его территориальных органов) не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проведения такого мероприятия.

23. Жалоба на решение территориального органа Федерального казначейства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа Федерального казначейства либо руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федерального казначейства рассматривается руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.
Жалоба на решения центрального аппарата Федерального казначейства, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федерального казначейства рассматривается руководителем Федерального казначейства.
Рассмотрение жалобы аудиторской организации осуществляется Федеральным казначейством (его территориальным органом) в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Принимаемое по итогам рассмотрения жалобы аудиторской организации решение Федерального казначейства (его территориального органа) размещается в личном кабинете аудиторской организации в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

24. Оценка результативности и эффективности деятельности Федерального казначейства (его территориальных органов) по осуществлению государственного контроля осуществляется на основе ключевого показателя государственного контроля "результативность внешнего контроля деятельности аудиторских организаций". Целевое значение указанного ключевого показателя (Р) не превышает 20 процентов и рассчитывается по формуле:

Р = (К / О) x 100%,

где: К - количество аудиторских организаций, в отношении деятельности которых, являющейся объектом контроля в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению, принято решение об изменении категории риска на более высокую категорию по причинам имевшихся в их деятельности и свидетельствующих о возможном несоблюдении ими обязательных требований негативных событий, указанных в приложении № 2 к настоящему Положению, за отчетный период, единиц;
О - количество аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторских организаций, предусмотренный частью 2 статьи 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на начало отчетного периода, единиц.

Приложение № 1

к Положению о внешнем контроле

деятельности аудиторских организаций,

оказывающих аудиторские услуги

общественно значимым организациям

(федеральном государственном контроле (надзоре)


КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТА КОНТРОЛЯ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КАТЕГОРИИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

Чрезвычайно высокая деятельность аудиторских организаций, оказывавших (оказывающих) услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:
а) организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
б) системно значимых кредитных организаций;
в) государственных корпораций, государственных компаний;
г) организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
д) кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, у которых была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности в течение одного календарного года с даты выдачи аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности;
е) кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, публично-правовых компаний, организаций, выпустивших проспект ценных бумаг, организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность, признанных несостоятельными (банкротами) в течение одного календарного года с даты выдачи аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности

Высокая деятельность аудиторских организаций, оказывавших (оказывающих) услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:
а) кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, отличных от организаций, указанных в чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда (ущерба);
б) общества взаимного страхования;
в) организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, являющихся добывающими и перерабатывающими организациями, осуществляющих виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, для обеспечения функционирования объектов инфраструктуры (отличных от организаций, указанных в чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда (ущерба);
г) публично-правовых компаний, организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность, отличных от организаций, указанных в чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда (ущерба)

Средняя деятельность аудиторских организаций, оказывавших (оказывающих) услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:
а) организаций, выпустивших проспект ценных бумаг, отличных от организаций, указанных в чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда (ущерба);
б) организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, отличных от организаций, указанных в чрезвычайно высокой и высокой категориях риска причинения вреда (ущерба)

Низкая деятельность аудиторских организаций, оказывавших (оказывающих) услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, отличных от организаций, указанных в чрезвычайно высокой, высокой и средней категориях риска причинения вреда (ущерба)


Приложение № 2

к Положению о внешнем контроле

деятельности аудиторских организаций,

оказывающих аудиторские услуги

общественно значимым организациям

(федеральном государственном контроле (надзоре)


ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕВШИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ВОЗМОЖНОМ НЕСОБЛЮДЕНИИ ЕЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ИЗМЕНЕНИЕ КАТЕГОРИИ РИСКА, К КОТОРОЙ ОТНЕСЕНА АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

НЕГАТИВНЫЕ СОБЫТИЯ, ИМЕВШИЕСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ВОЗМОЖНОМ НЕСОБЛЮДЕНИИ ЕЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ИЗМЕНЯЕТСЯ КАТЕГОРИЯ РИСКА АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Высокая, средняя, низкая категории риска изменяются на чрезвычайно высокую категорию риска:

1. По результатам государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) применило меру воздействия, установленную пунктом 3 части 6 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

2. Судом вынесена мера административной ответственности в соответствии со статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В ходе государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) выявило нарушения обязательных требований, установленных частью 6 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

4. В ходе государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) выявило нарушения обязательных требований, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

5. В ходе государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) выявило нарушения обязательных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

6. Исключен с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 № 2407.

7. В ходе государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) выявило нарушения обязательных требований, установленных частями 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

Средняя, низкая категории риска изменяются соответственно на высокую и среднюю категорию риска:

1. По результатам государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) применило меры воздействия, установленные пунктами 1 и 2 части 6 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

2. Судом вынесена мера административной ответственности в соответствии со статьями 19.5 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В ходе государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) выявляло нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, коррупции.

4. Федеральное казначейство (его территориальный орган) объявило предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований аудиторской организации.

5. В ходе государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) выявляло, что аудиторская организация не предоставила в установленные в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований сроки информацию о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований.

6. В ходе государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) выявляло, что руководителем и (или) учредителем аудиторской организации являются лица, которые были руководителями и (или) учредителями иных аудиторских организаций, к которым по результатам государственного контроля Федеральное казначейство (его территориальный орган) применило меру воздействия, установленную пунктами 4 и 5 части 6, частью 6.3 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

7. В Федеральное казначейство (его территориальный орган) поступали жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации, нарушающие обязательные требования, на основании которых Федеральное казначейство (его территориальный орган) осуществляло мероприятия государственного контроля, по результатам которых и применяло меры воздействия, установленные пунктами 1 - 3 части 6 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
2022-01-01 23:06 Законодательство в аудиторской сфере.